Четверг, 24.05.2018, 16:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Малей Юлии Владиславовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология раннего обучения иностранному языку
Технология раннего обучения иностранному языку
подготовила учитель английского языка МБОУ «СОШ №11» г. Губкин Малей Ю.В.
Преемственность – один из дидактических принципов системы непрерывного образования и методики преподавания иностранного языка. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе. Не следует начинать изучение иностранного языка в начальной школе, а тем более, в детском саду, если нет преемственности с последующим звеном. Следуя принципу преемственности обучения, современный учитель ставит перед собой задачу – сформировать у ребёнка мотивацию к изучению английского языка, так как дети продолжают изучение иностранного языка, переходя из детсада в 1 класс, а не начинают учить его заново во втором.
Английский язык давно стал частью школьного расписания младших школьников. Вопрос в том, как сделать этот школьный предмет любимым учащимися. Сейчас существует множество методов обучения английскому языку в младшей школе. Какой метод выбрать – зависит от учителя. Даже опытный учитель сталкивается с различными проблемами, придя в класс к шестилетним детям. На уроках постоянно требуются разнообразие наглядного материала. Не обойтись и без чувства юмора.
Дети в этом возрасте ожидают интересных и ярких впечатлений от нового предмета. Если он окажется скучным для них, учителю будет сложно привлечь внимание учащихся снова. Поэтому уроки английского языка в младших классах должны быть наполнены веселыми играми, карточками, игрушками, музыкой и другим материалом. Мы стараемся использовать в своей работе занимательный материал: стихи, игры, сценарии, которые можно использовать как на занятиях английского языка в 1 классе начальной школы, так и на внеклассных мероприятиях. Используем различные игры на английском языке - лексические, ролевые, имитационные. (слайд 2)
На занятиях в первом классе проводим работу по формированию у детей таких видов речевой деятельности на английском языке, как аудирование, говорение. Прежде чем приступать к чтению, ребенок должен накопить большой объем речевого материала, который он потом сможет осмыслено прочитать.
Нам нужно в первую очередь учить понимать звучащую речь. Первое, с чего нужно начинать обучение иностранному языку – это с аудирования, с обучения понимания звучащей естественной речи на слух. И, конечно же, обучающие игры занимают основное место на занятиях в 1 классе. (слайд 3)
Игра – основной вид деятельности дошкольников и младших школьников. Поэтому в процессе фонетических, лексических, ролевых игр первоклассники легко и естественно усваивают иностранный язык. Но нужно помнить, что игра – не самоцель. Она должна формировать у детей речевые навыки. (слайд 4)
На занятиях также широко используется аудио и видео наглядность: игрушки, картинки, аудиозаписи, интерактивные презентации по изучаемым темам: «Я люблю свою семью», «Питомцы и другие животные», «Одежда. Части тела», «Мой дом родной». Без этого невозможно обучение иностранному языку на начальном этапе. (слайд 5)
Игровые методики, смена видов деятельности, разнообразная наглядность помогают поддерживать у детей интерес к предмету. И здесь огромное значение имеет установка на положительный результат. Необходимо в каждом ребёнке постоянно поддерживать чувство успеха, веру в себя, в свои силы, создавать психологически комфортную атмосферу на уроке. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Поэтому каждый раз в конце каждого занятия школьники получают наклейки в виде звёздочек или пятёрок. (слайд 6)
Формированию мотивации во многом способствует внеклассная работа, например, проведение лексико-грамматических игр и соревнований по теме «Питомцы и другие животные», составление проекта «Colours (Цвета)», проведение внеурочных мероприятий по темам "These funny animals” («Эти забавные животные»), «Заочное путешествие в лондонский зоопарк» и так далее. (слайд 7)
Одной из главных задач на начальном этапе обучения является постановка правильного произношения, поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу занятия как фонетическая зарядка.
Ребятам трудно произносить новые английские звуки. Чтобы помочь им в этом, можно использовать на занятиях английского языка стихотворения о Язычке или сказку об обезьянке. Например,
Жил на свете язычок
В доме без окошка.
На английском языке говорил немножко.
Делал по утрам зарядку – [t] [d].
Убирал свою кроватку [s] [z].
Чистил зубы [θ], лицо умывал,
Двери настежь открывал [p],
Выходил он погулять,
Свежим воздухом дышать [h]. и т. д.
Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую помощь оказывают стихотворения на английском языке. Можно попросить детей принести игрушки, рисунки, на что они с удовольствием откликаются (реализуется принцип наглядности).
На начальном этапе обучения английскому языку важно соблюдение принципа "опора на родной язык". (слайд 8) Его можно успешно реализовать с помощью книги С.В. Лосевой "Английский в рифмах". Эти незатейливые стишки очень нравятся ребятам, легко запоминаются и помогают им выучить новые слова. Например, при изучении темы «Части тела» дети учили такие двустишия:
1) Он левша, мой друг Oлег, 2)Открой его и не моргай,
гол забил он левой leg. я смотрю больной твой eye. и т.д.
Принимая во внимание быструю утомляемость детей и то, что сохранение здоровья школьника является неотъемлемой частью работы школы, на занятиях английского языка нельзя обойтись без применения здоровьесберегающих технологий. В этом помогают физкультминутки, сопровождаемые рифмовками. (слайд 9) Например:
1) Look at the window, 2) This is a bear,
look at the door, this is a hare,
look at the ceiling, this is a dog,
look at the floor. this is a frog. и т. д.
Таким образом, мы достигаем двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов.
Очевидно, что введение нового лексического и грамматического материала на английском языке, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании стихов и рифмовок, но ребятам это быстро может надоесть, если это будет просто механическое запоминание текста. (слайд 10) Поэтому, приходится придумывать все возможное, чтобы ребятам было интересно. Дети с удовольствием смотрят видео-уроки «Английский с Хрюшей и Степашкой», а также обучающее видео «Английский для детей» («English. Е. Меркулова. Видео учебник для младших школьников. Часть 1, 2, 3»), который рассчитан на младших школьников. (слайд 11) Вместе учительницей Элейн и улитками по имени Билли и Долли ребята знакомятся с английскими звуками и буквами, и не только осваивают большой запас слов, но и учатся правильно их произносить и строить предложения, диалоги и рассказы. Мультяшные герои делают обучение интересным и занимательным, а веселые песенки помогают закрепить пройденный материал. Обучающий видео-учебник «English for children» основан на методике, максимально приближенной к современной школьной программе.
В конце полугодия, когда учащиеся уже приобрели определенный запас знаний, можно провести нетрадиционное занятие английского языка, например, занятие – путешествие или соревнование с различными загадками, песнями с вручением утешительных призов. Это позволяет создать положительный фон и стимулировать интерес к английскому языку. Желательно присутствие гостей (например, родителей, классного руководителя).
Согласно плану деятельности МБОУ «СОШ №11», которая является муниципальной экспериментальной площадкой по направлению «Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе «Детский сад – школа» на 2012-2013 учебный год, учителями Малей Ю.В. и Ботвиньевой А.В. разработаны и проведены следующие мероприятия:
1)в сентябре разработаны и проведены вопросно-ответные упражнения по теме «Давайте познакомимся»; проведены лексико-грамматические игры по учебной ситуации «Семья»
2)в октябре 2012 г. проведен мониторинг учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов на начало года, а также проведен промежуточный мониторинг в марте 2013 г. с целью выявить уровень и проследить динамику развития грамматических, лексических и фонетических навыков первоклассников; разработана памятка родителям первоклашек
3)в ноябре на занятиях был составлен и защищен проект по теме «Дом будущего»; первоклассники приняли участие в конкурсе рисунков, посвященному празднику «День матери»; разработаны и проведены лексико-грамматические игры по теме «Питомцы и другие животные»; составлен проект по теме "Colours”(«Цвета»),
4)в декабре на занятиях английского языка дети учили песни, загадки, пословицы и поговорки по учебной ситуации «Праздники»
5)в феврале разработано и проведено внеурочное мероприятие по теме "These funny animals” («Эти забавные животные») c использованием интерактивной презентации
6)в течение всего учебного года на занятиях английского языка проводятся физкультминутки, что обеспечивает ученикам активный отдых, повышает их умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует улучшению функциональной деятельности всех органов и систем, приводит детей в уравновешенное нервно-психическое состояние.
В рамках экспериментальной работы по проблеме раннего обучения иностранному языку детей в системе «Детский сад – начальная школа» учителя Малей Ю.В. и Ботвиньева А.В. приняли участие в областном научно-методическом семинаре «Реализация учебно-методического комплекта (УМК) "Easy English” «Элементарный английский» по раннему обучению английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы» с педагогической мастерской «Виртуальное путешествие в Лондонский зоопарк», (слайд 12) где показали основные виды деятельности, такие как, фонетическая зарядка, речевая разминка, основной этап занятия: загадки-рифмовки, зоовикторина, аудиолото, аудирование с использованием ИКТ, фрагмент театрализованного действия, физкультминутка. (слайд 13)
В рамках экспериментальной работы учитель Малей Ю.В. поделилась своим опытом работы и предоставила материал на тему «Формирование коммуникативных навыков первоклассников на занятиях английского языка», который был опубликован в сборнике «Английский язык в детском саду и начальной школе», апрель 2012 г., г. Губкин. (слайд 14)
Также, Малей Ю.В. и Ботвиньева А.В. приняли участие в межрегиональной научно-практической конференции в г. Старый Оскол и в областном научно-методическом семинаре, посвящённом «Дню инноватики» в г. Белгород, с материалом на тему «Технология раннего обучения иностранному языку: стратегии обучения и виды деятельности младших школьников», который опубликован в сборнике «Междисциплинарные подходы к исследованию русского и иностранных языков», 2012 г., г. Старый Оскол и в сборнике материалов по итогам областного Дня инноватики, г. Белгород, 2012. (слайд 15)

В 2011-2012 учебном году были проведены 2 мониторинга на начало и конец учебного года. Основной задачей мониторинга по эксперименту «Английский – первоклашкам» являлось изучение особенностей уровня развития грамматических, лексических и фонетических навыков. (слайд 16)
Собранные данные показали, что у первоклассников 1 «Б» класса в целом достаточно успешно формируются и развиваются их фонетические навыки, умения и навыки устной речи.
В 1 «Б» классе 23 обучающихся. Так, на начало года:
52 % обучающихся имели низкий уровень развития грамматических навыков;
35% обучающихся имели средний уровень развития грамматических навыков;
13% обучающихся имели высокий уровень развития грамматических навыков; 13% обучающихся имели низкий уровень развития лексических навыков; 52 % обучающихся имели средний уровень развития лексических навыков;
35 % обучающихся имели высокий уровень развития лексических навыков;
39 % обучающихся имели низкий уровень развития фонетических навыков;
52 % обучающихся имели средний уровень развития фонетических навыков;
9 % обучающихся имели высокий уровень развития фонетических навыков.
На конец года:
17% обучающихся имели низкий уровень развития грамматических навыков;
61% обучающихся имели средний уровень развития грамматических навыков;
22% обучающихся имели высокий уровень развития грамматических навыков;
0 % обучающихся имели низкий уровень развития лексических навыков;
52 % обучающихся имели средний уровень развития лексических навыков;
48% обучающихся имели высокий уровень развития лексических навыков;
4 % обучающихся имели низкий уровень развития фонетических навыков;
70% обучающихся имели средний уровень развития фонетических навыков;
26% обучающихся имели высокий уровень развития фонетических навыков.
Также, учителями Малей Ю. В. и Ботвиньевой А. В. был проведен мониторинг в начале 2012-2013 учебного года и промежуточный мониторинг в конце 3 четверти 2012-2013 учебного года, с целью проследить динамику развития грамматических, лексических и фонетических навыков учащихся 1 классов. (слайд 17)
Так, например, на начало 2012-2013 учебного года:
74% обучающихся 1 «Б» класса имеют низкий уровень развития грамматических навыков;
26 % обучающихся имеют средний уровень развития грамматических навыков;
13 % обучающихся имеют высокий уровень развития грамматических навыков;
26 % обучающихся имеют низкий уровень развития лексических навыков;
61 % обучающихся имеют средний уровень развития лексических навыков;
13 % обучающихся имеют высокий уровень развития лексических навыков;
22 % обучающихся имеют низкий уровень развития фонетических навыков;
65 % обучающихся имеют средний уровень развития фонетических навыков;
13 % обучающихся имеют высокий уровень развития фонетических навыков.
На конец III четверти (март) 2012-2013 учебного года:
22% обучающихся имеют низкий уровень развития грамматических навыков;
61% обучающихся имеют средний уровень развития грамматических навыков;
17 % обучающихся имеют высокий уровень развития грамматических навыков;
0 % обучающихся имеют низкий уровень развития лексических навыков;
83% обучающихся имеют средний уровень развития лексических навыков; 17% обучающихся имеют высокий уровень развития лексических навыков;
13% обучающихся имеют низкий уровень развития фонетических навыков;
65 % обучающихся имеют средний уровень развития фонетических навыков;
22 % обучающихся имеют высокий уровень развития фонетических навыков.
Чтобы достичь цели обучения в первом классе – формировать элементарные навыки общения на английском язык – используем такие формы как занятие-беседа, занятие-игра, занятие-соревнование, где применяем наглядный и словесный методы, используем наглядные пособия и технические средства обучения. Применяем индивидуально-групповой способ обучения, групповой способ, а также коллективный способ. На наших занятиях в начальных классах обучения не используются особенно сложные конструкции или серьёзная лексика. Коммуникативный метод (метод речевого общения) призван, в первую очередь, снять страх у детей перед общением.
Взяв за основу коммуникативный метод и проводя различные виды занятий, мы всегда стараемся поднять интерес к своему предмету через театрализованные занятия-праздники, которые способствуют расширению кругозора учащихся, развитию разговорных навыков, расширению словарного запаса, а главное, дают возможность каждому ученику почувствовать себя актёром. Так, например, к занятию, посвященному Дню Мамы учащиеся учили четверостишия и разыгрывали сценку по теме «Моя семья». (слайд 18) Приведу пример: «Нас за шалости-проказы сто раз в день прощает mother» или «Варит вкусное варенье на зиму бабуля granny». Как видите, эти рифмовки вполне доступны для первоклассников и они потом с удовольствием в качестве повторения изученного лексического материала их декламируют на последующих занятиях. Театр – искусство синтетическое, оно объединяет в себе возможности литературы, актёрского исполнения, музыки, танца. Приёмы драматизации можно использовать на всех этапах изучения английского языка. Заканчивая изучение лексической темы, наши ученики принимают участие в занятиях-соревнованиях, на которых они с удовольствием демонстрируют свои знания по теме.
У обучающихся также есть тетради, в которые мы им записываем новый лексико-грамматический материал, подписывая каждое слово на русском языке, а также рифмовки, стихи, загадки, которые они по желанию учат дома с родителями.
Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется наиболее эффективной. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента. (слайд 19)
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы
1.Татьяна Бойко. Роль преемственности при обучении английскому языку в детском саду и в первом классе. Учительская газета. 12 мая 2012 г.
2.Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебному пособию "Начинаем изучать английский язык”. М.: Просвещение. 2003.
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/tehnologiya-nepreryvnogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku
Категория: Мои статьи | Добавил: юлия (03.05.2013)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск