Пятница, 16.11.2018, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Малей Юлии Владиславовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности развития диалогической и монологической речи у младших школьников, учащихся среднего звена и старшеклассников
Особенности развития диалогической и монологической речи у младших школьников, учащихся среднего звена и старшеклассников
В связи с тем, что в настоящее время английский язык стал языком международного общения, уделяется большое значение методам, формам и средствам обучения английскому языку.
При обучении говорению 10-12 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу. Это и понятно, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограничены в работе международных конференций, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие избранные, но и там личные контакты не поощрялись.
Диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении редко приходится выступать с продолжительным монологом, общение в большинстве своем либо диалогично, либо полелогично.
По мнению Гальсковой Н.Д., диалог является самой естественной формой общения в классе. На любом этапе урока речь учителя обращена к ученикам.
Из этого следует, что цель данной работы: выявить особенности развития диалогической и монологической речи у младших школьников, учащихся среднего звена и старшеклассников на уроках английского языка.
Задачи:
1. Определить значение формирования диалогических и монологических умений в становлении иноязычной речи учащихся.
2. Выявить структуру диалогических умений учащихся на уроках английского языка.
3. Определить особенности методики обучения диалогу и монологу учащихся на уроках английского языка.
Объект: обучение иностранному языку.
Предмет: диалогические и монологические умения.
Практическая значимость заключается в том, что выделенный алгоритм работы поможет учителям-практикам сформировать диалогические и монологические умения у учащихся на уроках английского языка в начальной, средней и старшей школах.
Развивая диалогическая речь, учитель старается формировать у учащихся умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, развиваем творческое мышление, память, побуждаем детей к строению собственных высказываний. Формирование творческой личности, способной плодотворно работать в различных сферах общественной деятельности, тесно связана с усвоением правил общения в различных коммуникативных ситуациях.
Поэтому задача учителя - научить школьников свободно владеть диалогической и монологической речью, эмоционально-экспрессивными средствами, постоянно заботиться о речевом совершенствовании. Это одна из первоочередных и актуальных проблем в системе языкового школьного образования. Использование коммуникативного подхода при обучении диалогической речи позволяет развивать творческие способности детей в обосновании собственных мыслей и ответов. Дети учатся рассуждать над теми проблемами, которые мы ставим перед ними в процессе обучения. Совершенствование речевой деятельности школьников на современном этапе обусловлена прежде растущими социальными потребностями в личности высокой речевой культуры, способной свободно пользоваться языковыми средствами в различных коммуникативных ситуациях.
Основным этапом по формированию диалогических умений у младших школьников является овладение мини диалогом.
Мини диалог можно представить в виде совокупности двух и более диалогических единиц.
Обучение мини диалогу начинается с обучения, реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от мини диалогических единиц, а учащиеся, овладевают умением реагировать на них.
Так как игра является одной из ведущих видов деятельности младших школьников, её можно использовать на уроках иностранного языка, тренируя и активизируя в её рамках навыки и умения монологической и диалогической речи. Так, например, можно использовать на уроках языковые игры с целью постановки правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
Playing Airplane. [v]
Вы когда – нибудь играли в «самолётик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд – и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в «английский» самолётик:
The plane is travelling up in the sky
vvv – vvv – vvv.
Moving so fast and ever so high
vvv – vvv – vvv.
Over the land and over the sea
vvv – vvv – vvv.
But we always come back in time for tea
vvv – vvv – vvv.
Для среднего возраста (10-15 лет) характерны выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем за выполнением работы. У подростков происходят изменения в развитии памяти. Она приобретает опосредованный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение.
При переходе к подростковому возрасту изменяется и ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя определённую активность, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. На первый план выходит общение. Овладение формами общения становится основной психологической потребностью учащихся 6-7 классов.
В подростковом возрасте в связи с изменением ведущего типа деятельности учёба отходит на «второй план», овладение формами общения становится основной психологической потребностью учащихся 6-7 классов. Чтобы заинтересовать подростка, необходимо связать содержание обучения английскому языку с его изменившимся ведущим типом деятельности, то есть одной из главных целей каждого урока должно стать общение. Достижению этой цели должно способствовать применение на уроках английского языка видеоматериалов.
Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, текстом, прослушанным или прочитанным, просмотренным фильмом, слайдами или вербально заданной ситуацией. Так, например, при обучении диалогической речи можно использовать презентацию. Учитель готовит слайд, на котором представлены слова отца, обращенные к сыну (или стимулирующие реплики). В задачу учащихся входит подбор реагирующих реплик, подходящих по смыслу, с тем, чтобы получился диалог.
Father: I say, Sonny, what shell we buy for Mummy on Woman’s day?
Sonny (1) ...
Father: That’s a good idea! And what will you say to Mum?
Sonny: (2) ...
Реагирующими репликами могут быть:
(1) Let's buy her some flowers.
Let's buy her a large box of sweets.
Let's buy her the book about Moscow. Etc.
(2) I’ll say, "Dear Mum, I love you so much”.
I’ll say, "Best wishes for Mother’s Day”.
Проецируя на экран слова отца, учитель предлагает включиться в беседу. Эту работу следует проводить в парах. Во время работы учащихся учитель наблюдает за ними, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, а на контроль вызывает одну-две пары. В слабом классе перед работой в парах можно дать образец выполнения задания или в звукозаписи, или в исполнении учителя с сильным учеником.
Хорошим, полезным упражнением, формирующим диалогическую речь, является задание типа Listen, read and act. Смысл этих заданий, развивающих умение вести беседу, заключается в их последней части (act), что, к сожалению, не всегда выполняется на уроках.
Диалогическая речь может стимулироваться печатным текстом, который легко драматизируется. Диалогическую речь можно развивать и на основе прослушанного текста.
Стимулом для развития диалогической речи может быть и вербально заданная ситуация. Например, You meet a friend. He (she) says he (she) has a new flat (house). Have a talk with him (her) about his (her) new flat. В сильном классе такого задания достаточно. В слабом классе можно дать опоры в виде вопросов или только вопросительных слов: When… Where… How many rooms… Is it far from… Etc.
Диалогическую речь можно стимулировать просмотром фильмов и организацией беседы между учителем и классом, учеником и учеником: о ком (о чем) они узнали из фильма, понравился ли фильм, что понравилось. Например, детям предлагается посмотреть фильм "Tim Goes to School" и побеседовать на эту тему.
Развитие речи учащихся на базе картинок с неразвернутой ситуацией проводится не в отрыве от основной работы на уроке по учебно-методическим комплексам, а включается в урок при введении и активизации языкового материала, при тематическом повторении такового, а также для развития навыков и умений аудирования, диалогической и монологической речи учащихся. Работа с данным видом картинок характеризуется тем, что вне зависимости от используемых приемов работы с материалом пособия и учитель, и учащиеся, отталкиваясь от предложенной на картинке ситуации, подходят творчески к развертыванию этой неопределенно очерченной ситуации в ряд различных по своему содержанию вариантов, соответствующих интересам и возможностям каждого учащегося. Основным должно быть развитие речевой деятельности учеников с опорой на фантазию, домысел, внутреннюю наглядность, при естественном использовании в их речи языкового материала, усвоенного в течение всего предыдущего курса обучения английскому языку.
Основные задачи рассказов учителя при работе по картинкам с усложненной ситуацией следующие:
1) Показать учащимся, что одна и та же картинка может быть отправным пунктом для развертывания самых разнообразных ситуаций и что главным в данном случае является не изображенное, а внутренняя наглядность, собственный домысел, фантазия, интересы и языковые возможности каждого учащегося;
2) Стать своеобразной «запальной свечой» для активной речевой деятельности учеников. Поэтому более плодотворным будет, если учащиеся, прослушав рассказ, начнут уточнять детали у учителя или у другого ученика или же высказывать свое отношение к услышанному.
Например, прослушав текст по теме «Appearance» о какой-нибудь девочке, учащиеся могут начать спрашивать: «Есть ли у нее то-то и то-то?» (Has she (a) ...?), «Нравится ли ей то-то или то-то?» (Does she like ...?) и т. д. или же говорить: «Я не думаю, что она … » (I don’t think she is (can, will) ...) и т. п. При определенной привычке использовать творческую и инициативную речь, которая должна формироваться с младшей ступени обучения языку, ученики смогут задавать по каждому тексту самые разнообразные вопросы и давать самые непредвиденные суждения, через которые и осуществляется контроль не только степени понимания прослушанного, но и внимания каждого ученика во время рассказа учителя. Вопросы и высказывания отдельных учеников надо стремиться превратить в беседу между ними, сделать ее достоянием всего класса.
Пересказ (репродукция) опирается в основном на мнемические способности учащегося. При выполнении этого вида работы внимание учеников сосредоточивается не на выражении своих мыслей, образов, эмоций, отношения и т.д., а на припоминании деталей того, что было дано в исходном тексте. Последнее требует времени, поскольку темп речевой деятельности естественно снижается, а в учебный процесс вовлекается только ограниченное число учащихся. Это не значит, что использование такого приёма как воспроизведение прослушанного или прочитанного не рекомендуется
Для обучения монологическому высказыванию на ситуативной основе в старших классах наиболее оптимальным является применение на уроках лексико-семантических и лексико-смысловых таблиц, «кейс»-технологии. Высокой коммуникативностью также характеризуется метод языковых проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит творчески мыслить. Эффективно сочетаются языковые проекты с технологией критического мышления в обучении письменной речи и работе с текстом.

Вывод
Обучение диалогической речи должно быть нацелено на развитие умений корректно использовать реплики реагирования, причем спонтанно, задавать вопросы разных типов, и логично отвечать на них, употреблять речевые клише согласно правилам речевого этикета, выражать просьбу, совет, согласие, отказ и т.д.







Список используемой литературы

1. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова "Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе”, М, 1981г.
2. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранным языкам на начальном этапе// Начальная школа.- 2001.- № 14.- С. 49-55
3. Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина "Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях” (пособие для учителей и студентов педагогических вузов), М, 2000г.
4. Г.В. Рогова "Методика обучения иностранным языкам в средней школе”, М, 1991г.
5. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной основной школе.- Ростов-на-Дону: Онион.- 2004.- 230 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: юлия (03.05.2013)
Просмотров: 1477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск