Пятница, 29.03.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Малей Юлии Владиславовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммуникативных навыков первоклассников на занятиях английского языка
Формирование коммуникативных навыков
первоклассников на занятиях английского языка
Цель обучения в первом классе – формировать элементарные навыки общения на английском языке у обучающихся 1-го класса, обеспечивать преемственность обучения в системе «Детский сад – начальная школа», придавая процессу обучения непрерывность в развитии личности ребенка в целом, его интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, и личностных качеств, которые, прежде всего, проявляются в языке.
Чтобы достичь цели обучения я использую такие формы как занятие-беседа, занятие-игра, занятие-соревнование, где применяю наглядный и словесный методы, использую наглядные пособия и технические средства обучения. На своих уроках применяю индивидуально-групповой способ обучения, групповой способ, а также коллективный способ.
Из четырёх составляющих, на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух), главное внимание в первом классе уделяю именно двум последним – разговорной речь и восприятию речи на слух, так как в первом классе дети ещё пока не выполняют письменные упражнения и упражнения по чтению. На моих занятиях (особенно в начальных классах обучения) не используются особенно сложные синтаксические конструкции или серьёзная лексика.
В рамках системно-деятельностного подхода особо выделяется коммуникативный метод (метод речевого общения), который призван, в первую очередь, снять страх у детей перед общением. Взяв за основу этот метод и проводя занятие-беседа, занятие-игра, занятие-соревнование, я всегда стараюсь поднять интерес к своему предмету через театрализованные занятия, занятия-праздники, которые способствуют расширению кругозора учащихся, развитию разговорных навыков, расширению словарного запаса, а главное, дают возможность каждому ученику почувствовать себя актёром. Так, например, к занятию, посвященному Дню Мамы учащиеся учили четверостишия и разыгрывали сценку «Моя семья». Приведу пример: «Нас за шалости-проказы сто раз в день прощает mother» или «Варит вкусное варенье на зиму бабуля granny». Как видите, эти рифмовки вполне доступны для первоклассников и они потом с удовольствием в качестве повторения изученного лексического материала их декламируют на последующих занятиях. Театр – искусство синтетическое, оно объединяет в себе возможности литературы, актёрского исполнения, музыки, танца. Приёмы драматизации можно использовать на всех этапах изучения английского языка. Заканчивая изучение лексической темы, мои ученики принимают участие в соревнованиях, на которых они с удовольствием демонстрируют свои знания по теме.
На занятиях используется учебно-методический комплект «Английский – первоклашкам», созданный под редакцией Н. Д. Епачинцевой и О. А. Моисеенко, который предназначен для учащихся 1-х классов начальной школы общеобразовательных учреждений. Этот курс обеспечивает преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. В УМК по английскому языку для первого класса входят учебник и рабочая тетрадь. Учебник предлагает первоклассникам интересные темы («Animals», «Fruit and vegetables», «Clothes» и т.д.), которые прорабатываются в упражнениях и заданиях, направленных на развития умений и навыков аудирования и говорения. Материал учебника обеспечивает активное вовлечение учащихся в процесс обучения. В первом классе обучение детей английскому языку строится на принципе устного опережения, т.е. дети сначала овладевают языком путем устного общения: они слушают и говорят. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнению словарного запаса.
Мною подготовлены различные виды раздаточных материалов для работы в условиях кабинета – картинки или рисунки, подобранные к темам учебника для индивидуального описания. Также на занятиях мы с учащимися смотрим видео-уроки «Английский с Хрюшей и Степашкой», изучаем новые слова и поём песни на английском языке вместе с ними.
Так как сохранение здоровья школьника является неотъемлемой частью работы школы, регулярно проводим физкультминутки на английском языке.
Рекомендую первоклассникам вести тетради, куда вклеиваем рифмовки стихи, загадки, которые они по желанию учат дома с родителями, выполняются ими мини-проекты по лексическим темам. Хорошо зарекомендовала себя проектная деятельность, которая способствует активизации и обобщению лексики, формированию коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
В конце каждого урока учащиеся получают наклейку в виде пятёрки или звёздочки. Необходимо акцентировать внимание на поощрении каждого ребёнка не только на каждом занятии, но и в течение года. Они накапливают поощрительные грамоты, дипломы. По результатам выбираем самого активного, общительного.
Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется наиболее эффективной. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.
В начале 2011-2012 учебного года был проведен мониторинг среди учащихся 1 «Б» класса по эксперименту «Английский – первоклашкам». Основной задачей мониторинга по эксперименту «Английский – первоклашкам» являлось изучение особенностей уровня развития грамматических, лексических и фонетических навыков.
Собранные данные показали, что у первоклассников в целом достаточно успешно формируются и развиваются их фонетические навыки, умения и навыки устной речи.
Младшие школьники отличаются от средних, – они совсем другие. Вот только несколько принципиальных особенностей, отличающих 1-классников от 5-классников:
- преимущественно правополушарное мышление;
- игровая деятельность как ведущая, учебная только формируется;
- слабость произвольного внимания и памяти;
- кратковременная «оперативная» память.
И это только начало списка. Его можно продолжать, и все будет важно: острая потребность в соприсутствии «значимого» взрослого, быстрая утомляемость, отсутствие дальней мотивации.
Обучать эту возрастную группу иностранному языку надо, в первую очередь опираясь не на анализ поскольку аналитический аппарат у первоклассников еще очень слабо развит, а на огромную, поистине безграничную способность маленьких детей бессознательного восприятия и запоминания колоссальных массивов информации, в данном случае, устной речи.
Нужно ли учить сразу буквы? Давайте вспомним – когда нам нужно на практике знание букв? Только тогда, когда мы начинаем изучать правописание слов, более того, когда нам нужно бывает слово сказать по буквам, продиктовать, например, или найти в словаре – но ведь это уже второй год обучения, обучение письму! Всё это выше сил маленького ребёнка – учить и буквы, и правила их чтения, и транскрипции, и написание, и слова, которые эти буквы составляют, и перевод (потому что чаще всего учебные пособия, начинающие с анализа, с алфавита, с правил, обучают переводным способом). Вот и получается: дети сейчас в 1 классе учатся языку через запоминание графического образа слова, т.е. через чтение, и через перевод. Спустя 4 года после начала обучения учащиеся читают, переводят, знают правила, выполняют грамматические тесты, которые разработаны ко всем учебникам со 2 года обучения, но не умеют говорить.
Прежде чем приступать к чтению, ребенок должен накопить большой объем речевого материала, который он потом сможет осмыслено прочитать, иначе мы снова упремся в двойную сложность – звуковой и графический образ нового слова, и кроме того, мы будем вынуждены учить язык пословно, слово за слово, а ведь речь состоит не из слов! Речь состоит из фраз, слова живут в речи фразами.
Нам нужно в первую очередь учиться понимать звучащую речь. Первое, с чего нужно начинать обучение иностранному языку любого человека – это с аудирования, с обучения понимания звучащей естественной речи на слух.
Удивительно, но большинство современных отечественных пособий уделяет крайне мало внимания аудированию, и как правило, предлагают нам звуковые пособия крайне низкого качества: записанные нашими дикторами, не носителями, взрослыми, начинают, опять же, с постановки звуков (как будто звуки живут в речи поодиночке!), если речь записана, то отрывками и в медленном темпе… И очень скучно! Но ведь чтобы говорить, надо понимать! Более того, чтобы говорить всё, что понимаешь, надо сначала запомнить то, что понимаешь, а для этого надо буквально сто раз послушать (согласно мнению психологов). Чтобы понять все что слушаешь, нужно привыкнуть к мелодике речи, к интонации, и еще нужно, чтобы все услышанное было переведено действием, произошло у тебя на глазах.
Чтобы начать говорить, нам в идеале нужно провести два года погруженными в языковую среду, постоянно практикуясь в аудировании и пребывая в диалогическом общении с носителем языка. Иначе говоря, что первый этап (желательно год) обучения должен быть посвящен погружению детей в языковую среду и обучению активному аудированию. Второй – аудированию и говорению, третий – аудированию, говорению и чтению, и только четвертый – аудированию, говорению, чтению, продуктивному письму и анализу, то есть грамматике.
Только при такой последовательности подачи материала мы можем рассчитывать на то, что создадим прочный успех во всех видах речевой деятельности, добьемся высоких результатов, по-настоящему разгрузим наших детей, дадим им возможность почувствовать удовольствие от возможности общения на языке, а значит, создадим им высокую мотивацию, как от нас этого требует программа. Только если мы учтем все особенности их возрастной психофизиологии, мы сможем говорить и о здоровьесбережении, а какое может быть современное обучение первоклассников без здоровьесберегающих технологий?
Итак, вывод прост: если обучать через анализ, через объяснение правил, через алфавит, через чтение, транскрипцию, через перевод, постановку звуков, заучивание слов – то лучше с 5 класса, как раньше, хотя и в 5 классе такой подход будет малоэффективен. Если же учить интенсивным погружением в языковую среду, через аудирование, через общение, идя последовательно от аудирования к говорению, чтению, письму и грамматике, при тщательном соблюдении всех требований психофизиологической возрастной специфики – успех будет обеспечен и в 1 классе, и гораздо раньше – собственно, начинать учить иностранному языку можно будет лет с 3,5-4х, как только ребенок будет иметь возможность хотя бы минут 15 посидеть в группе.




Список использованной литературы
1. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М.: Наука, 1981.
2. Опыт работы педагогов ГОУ ЦО № 118 г. Москвы//Учитель. 2008. – № 3. Стр. 25-74.
3. Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебному пособию "Начинаем изучать английский язык”. М.: Просвещение. 2003.
4.http://english.zp.ua/teacherart/a-2.html


Категория: Мои статьи | Добавил: юлия (03.05.2013)
Просмотров: 1872 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск