Пятница, 16.11.2018, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Малей Юлии Владиславовны

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Ведь за последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм». Всё больше молодых людей готовы переступить через моральные нормы. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания.
Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Поэтому новый ФГОС ориентирован на образовательные результаты: достижение общекультурного, личностного и социокультурного развития учащегося. Новый стандарт предлагает следующие ценностные ориентиры системы образования:
1) гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
2) идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;
3) патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалог культур;
4) ценности личностной, социальной и государственной безопасности;
5) национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. [3].
Возникает вопрос: как реализовать образовательный потенциал предмета «Иностранный язык»?
Иноязычная культура – часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом), и учебном (социальном) аспектах. [4, с.513].
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности и благотворительности, проблемы современной семьи, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
В условиях начальной школы воспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и, прежде всего, речевой материал, а также форма проведения занятия. Такая форма проведения занятия, как театральная постановка, способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе.
Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). [1, с.56].
Переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Поэтому, у так называемого «анималистического» подхода ситуативные возможности межкультурного общения ограничены. Хоть животным и присваиваются некоторые человеческие качества и стереотипы поведения (хитрая лисичка, трусливый заяц, гордый олень), всё же животные не являются представителями определённой языковой культуры, носителями духовности определённого народа. Вымышленное общение животных не способно в полной мере обеспечить диалог культур. Определённый успех «анималистического» подхода у младших школьников не означает, что данный подход импонирует учащимся среднего звена. [2; с.35].
Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в подростковом возрасте очень велики. Поэтому для отбора текстов главными критериями являлись их художественная и языковая ценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровню знаний учащихся. Отобранные тексты представляют собой короткие рассказы, басни, легенды, сказки. Тексты могут быть использованы как во время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома.
Старший школьный возраст – это возраст некоей инфантильности, ребячества, «открытых эмоций». В этом возрасте такие коллективные дела, как проектные работы, урок-игра КВН на иностранном языке вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Подготовка к таким урокам развивает художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.
Рассмотрим задачи воспитания и социализации учащихся на примере УМК «Enjoy English» под редакцией М. З. Биболетовой. Среди них выделяют такие, как:
1)воспитание любви к своей Родине, чувства гордости за её достижения (УМК «Enjoy English-7», раздел «The world teenagers’ competition», урок «Знаменитости: Андрей Сахаров»; УМК «Enjoy English-8», раздел «It’s a wonderful planet», урок «Знаменитые космонавты», «Природа родного края», «Тайна гибели репортёра Артёма Боровика»; УМК «Enjoy English-9», раздел «It’s a big world», урок «Жизнь и путешествия Беринга»);
2)воспитание патриотизма через знакомство с государственной символикой (УМК «Enjoy English-9», раздел «It’s a big world», урок «Символы англоязычных стран и России»);
3)стремление достойно представлять свою страну, а также малую родину (родной город) (УМК «Enjoy English-9», раздел «Families and friends», урок «Экскурсия для иностранных гостей»);
4)воспитание уважения к традиционным ценностям многонационального российского общества (УМК «Enjoy English-8», раздел «It’s a wonderful planet», урок «Семейные традиции»).
Как справедливо заметил Е. И. Пассов: «Образование – наша единственная надежда на спасение нации от «духовного Чернобыля». [4].
Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.

Литература
1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.
2. Гетман Л. Ю. Деятельность младших школьников. – Английский язык в начальной школе (украинское издание) №5 (18) май, 2006г. – 35с. 3. Кузовлев В. П. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения межкультурному общению в условиях реализации нового ФГОС. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=30794
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - Феникс, Ростов/Д. – 2010.-640 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: юлия (03.05.2013)
Просмотров: 1264 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск